Арка Дефанс
(La Grande Arche de la Fraternité)
(La Grande Arche de la Fraternité)
Адрес: 1 parvis de la Defense
Метро : la Défense
Арка была торжественно открыта в июле 1989 году, к двухсотлетию Французской революции, а также по случаю саммита Большой семёрки. Будучи на восточно-западной исторической оси Парижа, Большая Арка видна через Триумфальную арку и «Малую триумфальную арку» в парке Тюильри.
Датский архитектор Йохан Отто фон Спрекельсен задумал строительство Большой Арки Дефанс, как вариант XX века Триумфальной арки, что на площади Шарля де Голля. Монумент должен был быть посвящён человечеству и идеям гуманизма, а не военным победам. После смерти архитектора 16 марта 1987, его помощник — французский архитектор Поль Андрё — закончил строительство проекта. Большая Арка, построенная в современном квартале, где располагается огромное количество офисов и магазинов, создаёт архитектурный эквивалент человеческому острову. Арка представляет собой куб правильной формы с пустотой внутри: длина — 108 метров; высота — 110 метров; ширина — 112 метров. Арка полностью покрыта пластинами из стекла толщиной в 5 см, специально разработанных, чтобы предотвращать оптическую деформацию и противостоять мощной силе ветра. Каждая пластина сделана из белого каррарского мрамора (эти пластины из-за проблемы фиксации иногда расцеплялись) и серого гранита. Арка крепится на 12 опорах, установленных на гидравлических домкратах фирмы «Савояр», чтобы дать возможность шаткой почве выдержать массу в 300 000 тонн. Лифт полностью сделан из стекла и расположен в углублении Арки. На верху Арки расположен зал для проведения конгрессов и выставок, а также площадка, с которой открывается вид на весь квартал Дефанс и западную часть Парижа.
Датский архитектор Йохан Отто фон Спрекельсен задумал строительство Большой Арки Дефанс, как вариант XX века Триумфальной арки, что на площади Шарля де Голля. Монумент должен был быть посвящён человечеству и идеям гуманизма, а не военным победам. После смерти архитектора 16 марта 1987, его помощник — французский архитектор Поль Андрё — закончил строительство проекта. Большая Арка, построенная в современном квартале, где располагается огромное количество офисов и магазинов, создаёт архитектурный эквивалент человеческому острову. Арка представляет собой куб правильной формы с пустотой внутри: длина — 108 метров; высота — 110 метров; ширина — 112 метров. Арка полностью покрыта пластинами из стекла толщиной в 5 см, специально разработанных, чтобы предотвращать оптическую деформацию и противостоять мощной силе ветра. Каждая пластина сделана из белого каррарского мрамора (эти пластины из-за проблемы фиксации иногда расцеплялись) и серого гранита. Арка крепится на 12 опорах, установленных на гидравлических домкратах фирмы «Савояр», чтобы дать возможность шаткой почве выдержать массу в 300 000 тонн. Лифт полностью сделан из стекла и расположен в углублении Арки. На верху Арки расположен зал для проведения конгрессов и выставок, а также площадка, с которой открывается вид на весь квартал Дефанс и западную часть Парижа.
Базилика Сакре-Кёр
(Basilique du Sacré Cœur)
(Basilique du Sacré Cœur)
Адрес: Pl. du Parvis-du-Sacré-Coeur 75018 Paris
Метро: Anvers or Abbesses
Базилика Сакре-Кер (Сокровенное Сердце) — один из самых известных символов Парижа.Она была построена как храм «во искупление грехов». В 1871 году Францию преследовали неудачи: поражение в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, «кровавая неделя» Парижской коммуны, пленение французского императора пруссаками, плюс еще пленение папы римского Пия IX в результате аннексии Ватикана. По призыву католической церкви в стране была объявлен сбор средств для строительства огромной базилики. Местом ее расположения был выбран Монмартр, на котором началась война между коммунарами и версальцами. В конкурсе победил проект архитектора Поля Абади. Он предложил построить базилику, в которой сочетаются элементы византийской, романской, готической архитектуры и ренессанса. По мысли Поля, это будет символизировать взаимную терпимость и согласие.
На 62-метровом Монмартском холме был сооружен головокружительный храм высотой 94 метра. К нему можно подняться по 237 ступенькам или воспользоваться фуникулером. Во избежание оползней фундамент укреплен сваями, забитыми на глубину до десятка метров. Базилика построена из необычного белого камня, добываемого в карьерах Шато-Ландона. Прочного, как гранит, и белеющего во время дождя, делая базилику еще более светлой.
По прошествии времени базилика Сокровенного Сердца заняла свое место в сердцах парижан и на фотографиях туристов. Ее ажурный силуэт — наиболее частый сюжет почтовых открыток и рекламных проспектов.
На 62-метровом Монмартском холме был сооружен головокружительный храм высотой 94 метра. К нему можно подняться по 237 ступенькам или воспользоваться фуникулером. Во избежание оползней фундамент укреплен сваями, забитыми на глубину до десятка метров. Базилика построена из необычного белого камня, добываемого в карьерах Шато-Ландона. Прочного, как гранит, и белеющего во время дождя, делая базилику еще более светлой.
По прошествии времени базилика Сокровенного Сердца заняла свое место в сердцах парижан и на фотографиях туристов. Ее ажурный силуэт — наиболее частый сюжет почтовых открыток и рекламных проспектов.
Башня Монпарнас
(Tour Montparnasse)
(Tour Montparnasse)
Адрес: 33, avenue du Maine 75015 Paris
Метро: Montparnasse-Bienvenue
Башня Монпарнас — небоскрёб, расположенный в 15-м округе Парижа. Этажность небоскрёба составляет 57 этажей, высота — 210 м. Строительство небоскрёба велось с 1969 по 1972 годы.
Башня Монпарнас — единственный небоскрёб, расположенный внутри городской черты Парижа, а не в его «пригородах». За 38 секунд вы подниметесь на самом скоростном в Европе лифте на 195 метров над Парижем, на 56-ой этаж. На верхних этажах здания открыты кафе, сувенирный магазин и обзорная площадка. Башня Монпарнас открыта для Панорамного Визита каждый день.
Башня Монпарнас — единственный небоскрёб, расположенный внутри городской черты Парижа, а не в его «пригородах». За 38 секунд вы подниметесь на самом скоростном в Европе лифте на 195 метров над Парижем, на 56-ой этаж. На верхних этажах здания открыты кафе, сувенирный магазин и обзорная площадка. Башня Монпарнас открыта для Панорамного Визита каждый день.
Большой и Малый Дворец
(Grand Palais, Petit Palais)
(Grand Palais, Petit Palais)
Адрес: avenue du Général Eisenhower 75008 Paris
Метро: Franklin-D-Roosevelt
Большой дворец и Малый дворец — были построены к Международной выставке 1900 года, ровно как и расположенный неподалеку мост Александра III. В строительство были вовлечены несколько победивших на открытом конкурсе архитекторов под общим руководством Шарля Жиро.
Оба «брата», окруженные колоннадами и щедро декорированные скульптурными композициями, являются отличным примером архитектуры своей эпохи, называемой «Belle Epoque» (прекрасная эпоха).
Ежегодно на территории Большого дворца проходят многочисленные показы работ от всемирно известных домов мод, проводятся прекрасные художественные выставки и представления. В западном крыле дворца открыт музей науки — Дворец открытий (Palais de la Découverte).
Большой дворец был закрыт в течение 12 лет на время проведения реставрационных работ, после того как одна из потолочных стеклянных панелей упала в 1993 году, и был вновь открыт только сентябре 2005 года.
На территории Малого дворца сегодня расположился Музей изобразительных искусств (Musée des beaux-arts de la ville de Paris). Окруженный полукруглым двором и садом, дворец очень похож на стоящего неподалеку своего «Большого брата», а колоннады, крыльцо и купол эхом вторят находящемуся на другой стороне реки Дому инвалидов.
Экспозиция Малого дворца разделена на две части: коллекция Дютюи, состоящая из картин, графических рисунков и других произведений искусства эпохи средневековья и ренессанса и коллекция города Парижа, состоящая из картин французских художников, среди которых работы Энгрэ, Делакруа и Курбэ.
Оба «брата», окруженные колоннадами и щедро декорированные скульптурными композициями, являются отличным примером архитектуры своей эпохи, называемой «Belle Epoque» (прекрасная эпоха).
Ежегодно на территории Большого дворца проходят многочисленные показы работ от всемирно известных домов мод, проводятся прекрасные художественные выставки и представления. В западном крыле дворца открыт музей науки — Дворец открытий (Palais de la Découverte).
Большой дворец был закрыт в течение 12 лет на время проведения реставрационных работ, после того как одна из потолочных стеклянных панелей упала в 1993 году, и был вновь открыт только сентябре 2005 года.
На территории Малого дворца сегодня расположился Музей изобразительных искусств (Musée des beaux-arts de la ville de Paris). Окруженный полукруглым двором и садом, дворец очень похож на стоящего неподалеку своего «Большого брата», а колоннады, крыльцо и купол эхом вторят находящемуся на другой стороне реки Дому инвалидов.
Экспозиция Малого дворца разделена на две части: коллекция Дютюи, состоящая из картин, графических рисунков и других произведений искусства эпохи средневековья и ренессанса и коллекция города Парижа, состоящая из картин французских художников, среди которых работы Энгрэ, Делакруа и Курбэ.
Бурбонский Дворец
(Palais Bourbon)
(Palais Bourbon)
Адрес: 126 Rue de l'Universite
Метро: Assemblee Nationale
Бурбонский дворец — место заседаний Национальной ассамблеи Франции в Париже, на левом берегу Сены, на набережной Орсе, прямо напротив церкви Мадлен и площади Согласия, с которой он соединён мостом Согласия, в непосредственной близости от Музея Орсэ. Дворец строился в 1722-28 годах по проекту Лоренцо Джардини под наблюдением Жака Габриэля как hôtel particulier (столичный особняк) узаконенной дочери Людовика XIV и маркизы де Монтеспан — герцогини Луизы-Франсуазы Бурбонской. В 1756 г. выкуплен в казну Людовиком XV, затем отчуждён в пользу наследника герцогини, принца Конде, который заказал Суффло расширение дворца в стиле классицизма.
В годы Французской революции особняк был национализирован и использовался (с 1798 года) для заседаний Совета пятисот. При наполеоновской перестройке Парижа в духе ампира перед дворцом был возведён монументальный портик наподобие римского храма, калькирующий схожий фронтон церкви Мадлен на противоположной стороне Сены. Строительством фасада занимался в 1803-07 гг. Бернар Пойе. Реставрация Бурбонов вернула дворец прежним хозяевам, однако уже в 1827 году он был за астрономическую сумму выкуплен государством для размещения парламента.
В связи с новой функцией понадобилось переоформление интерьеров. Над портиком возвышается фронтон с аллегорическим сюжетом, выполненным в 1842 году скульптором Корто. Другие аллегорические барельефы выполнены Рюдом и Прадье на крыльях здания. Будущий депутат Делакруа украсил помещение дворцовой библиотеки «Историей цивилизации» (1838—1845), там же установлены Гудоновы бюсты Дидро и Вольтера.
В годы Французской революции особняк был национализирован и использовался (с 1798 года) для заседаний Совета пятисот. При наполеоновской перестройке Парижа в духе ампира перед дворцом был возведён монументальный портик наподобие римского храма, калькирующий схожий фронтон церкви Мадлен на противоположной стороне Сены. Строительством фасада занимался в 1803-07 гг. Бернар Пойе. Реставрация Бурбонов вернула дворец прежним хозяевам, однако уже в 1827 году он был за астрономическую сумму выкуплен государством для размещения парламента.
В связи с новой функцией понадобилось переоформление интерьеров. Над портиком возвышается фронтон с аллегорическим сюжетом, выполненным в 1842 году скульптором Корто. Другие аллегорические барельефы выполнены Рюдом и Прадье на крыльях здания. Будущий депутат Делакруа украсил помещение дворцовой библиотеки «Историей цивилизации» (1838—1845), там же установлены Гудоновы бюсты Дидро и Вольтера.
Дворец Шайо
(Palais de Chaillot)
(Palais de Chaillot)
Адрес: 1, place du Trocadero 75016 Paris
Метро: Trocadero
Дворец Шайо был построен по проекту Л.Буало, Ж.Карлю и Л.Азема ко Всемирной выставке 1937 года на месте стоявшего здесь ранее дворца Трокадеро (Palais du Trocadéro). Во дворце Шайо разместились несколько музеев: Музей человека, Музей флота, Музей архитектуры. Дворец Шайо расположен в 16-м округе Парижа напротив Эйфелевой башни (на противоположном берегу Сены) и представляет собой два огромных павильона, расходящихся дугами в обе стороны. Между павильонами находится площадка, с которой открывается самый выгодный вид на Эйфелеву башню. Кроме того здесь начинается садово-парковый комплекс Трокадеро с лестницами и самыми большими фонтанами Парижа.
Дом Инвалидов
(Les Invalides)
(Les Invalides)
Адрес: Esplanade des Invalides, 129, rue de Grenelle 75007 Paris
Метро: Invalides, Latour-Maubourg или Varenne
Открыт ежедневно (кроме 1 января, 1 мая, 1 ноября и 25 декабря)
Часы работы : с 1 октября по 31 марта 10:00-17:00; с 1 апреля по 30 сентября 10:00-18:00
Часы работы : с 1 октября по 31 марта 10:00-17:00; с 1 апреля по 30 сентября 10:00-18:00
Единый входной билет в гробницу Наполеона и 4 музея. До 18 лет бесплатно.
Дом Инвалидов в Париже — архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). Это был один из первых (если не первый) инвалидный дом в Европе.
Дом инвалидов приобретает значение как музей в 1777, сюда из Лувра перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в 1872 здесь организован Музей артиллерии, в 1896 — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.
В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.
Сегодня в Доме инвалидов проживает сотня пенсионеров и инвалидов французских войск.
Дом инвалидов приобретает значение как музей в 1777, сюда из Лувра перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в 1872 здесь организован Музей артиллерии, в 1896 — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.
В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.
Сегодня в Доме инвалидов проживает сотня пенсионеров и инвалидов французских войск.
Елисейский Дворец
(Palais de l'Élysée)
Адрес: 55 rue du faubourg Saint-Honore
Метро: Champs Elysees - Clemenceau
Елисе́йский дворе́ц - резиденция президента Французской республики в Париже. В Елисейском дворце происходят также заседания Совета министров Франции. В садах дворца вечером 14 июля устраиваются празднества по случаю дня Французской республики. В Елисейском дворце президент принимает глав иностранных государств, с почётным караулом Республиканской гвардии.
Здание строилось для графа Эврё из семейства Латур д’Овернь как фешенебельный столичный особняк (hôtel de l'Élysée) архитектором Арман-Клодом Молле в 1718—1722 в стиле Регентства. После смерти графа в 1753 г. приобретён Людовиком XV для госпожи де Помпадур, а после смерти последней в 1764 г. перешёл к дальним родственникам короля. При Наполеоне I впервые использовался для нужд правительства. В 1816 г. куплен Людовиком XVIII. В 1848 сделан официальной резиденцией президента Второй республики Луи Наполеона Бонапарта, который в 1852 г. провозгласил себя императором Наполеоном III и занял обычную монаршую резиденцию в Тюильри. Сам же Елисейский дворец был перестроен по распоряжению императора в 1853—1867 архитектором Лакруа, и с того времени его внешний вид не менялся.
Здание строилось для графа Эврё из семейства Латур д’Овернь как фешенебельный столичный особняк (hôtel de l'Élysée) архитектором Арман-Клодом Молле в 1718—1722 в стиле Регентства. После смерти графа в 1753 г. приобретён Людовиком XV для госпожи де Помпадур, а после смерти последней в 1764 г. перешёл к дальним родственникам короля. При Наполеоне I впервые использовался для нужд правительства. В 1816 г. куплен Людовиком XVIII. В 1848 сделан официальной резиденцией президента Второй республики Луи Наполеона Бонапарта, который в 1852 г. провозгласил себя императором Наполеоном III и занял обычную монаршую резиденцию в Тюильри. Сам же Елисейский дворец был перестроен по распоряжению императора в 1853—1867 архитектором Лакруа, и с того времени его внешний вид не менялся.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
(imetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois)
(imetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois)
Кладбище представляет собой место захоронения жителей города и его окрестностей. Кроме того, на нём, на отдельном участке, погребено несколько тысяч русских эмигрантов, скончавшихся во Франции; некоторые из них широко известны в России и в мире, что даёт основание называть всё кладбище «русским».
Кладбище является преимущественно православным, хотя там есть могилы и представителей других конфессий. Русских, переселившихся во Францию после революции 1917 г., начали регулярно хоронить здесь с 1929 года. Среди эмигрантов, похороненных на кладбище, значатся многие русские военные, представители духовенства, писатели, художники, артисты, — всего около 15 000 русских в 5220 могилах.
Для многих россиян кладбище является местом паломничества.
На кладбище стоит православная церковь Успения Божьей Матери, заложенная в апреле 1938 года и освящённая 14 октября 1939, через полтора месяца после начала Второй мировой войны. Успенская церковь построена по проекту А. Н. Бенуа в новгородском стиле XV—XVI веков. Архитектор Бенуа и его жена Маргарита выполнили также церковные фрески. Альберт Бенуа похоронен на этом кладбище.
Кладбище является преимущественно православным, хотя там есть могилы и представителей других конфессий. Русских, переселившихся во Францию после революции 1917 г., начали регулярно хоронить здесь с 1929 года. Среди эмигрантов, похороненных на кладбище, значатся многие русские военные, представители духовенства, писатели, художники, артисты, — всего около 15 000 русских в 5220 могилах.
Для многих россиян кладбище является местом паломничества.
На кладбище стоит православная церковь Успения Божьей Матери, заложенная в апреле 1938 года и освящённая 14 октября 1939, через полтора месяца после начала Второй мировой войны. Успенская церковь построена по проекту А. Н. Бенуа в новгородском стиле XV—XVI веков. Архитектор Бенуа и его жена Маргарита выполнили также церковные фрески. Альберт Бенуа похоронен на этом кладбище.
Консьержери
(La Conciergerie)
Адрес: 1, quai de L'Horloge 75001 Paris
Метро: Cite
Консьержери́ - бывший королевский замок и тюрьма.
Находится в самом центре Парижа в 1-ом его округе, на западной оконечности острова Сите недалеко от собора Парижской Богоматери. Замок Консьержери является частью комплекса Дворца правосудия (Palais de Justice), в котором до сих пор находятся муниципальные службы, суд, прокуратура. Комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите. Сегодня Дворец представляет собой разнородный архитектурный ансамбль с элементами, построенными с XIII по XX вв.
Со времен Капетингов сохранилось два здания: королевская часовня Сент-Шапель и Консьержери. Оба эти архитектурных памятника являются музеями.
Находится в самом центре Парижа в 1-ом его округе, на западной оконечности острова Сите недалеко от собора Парижской Богоматери. Замок Консьержери является частью комплекса Дворца правосудия (Palais de Justice), в котором до сих пор находятся муниципальные службы, суд, прокуратура. Комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите. Сегодня Дворец представляет собой разнородный архитектурный ансамбль с элементами, построенными с XIII по XX вв.
Со времен Капетингов сохранилось два здания: королевская часовня Сент-Шапель и Консьержери. Оба эти архитектурных памятника являются музеями.
Лувр
(Musée du Louvre)
(Musée du Louvre)
Адрес: Palais Royal, Musée du Louvre 75001 Paris
Метро: Palais-Royal/musée du Louvre
Лувр — один из крупнейших художественных музеев мира (третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции). Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.
Здание музея — старинный королевский дворец (Palais du Louvre). Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.
Лувр — один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней.
В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени — с 1848 года и до наших дней — представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.
Самые известные экспонаты Лувра: свод законов Хаммурапи, Венера Милосская, Ника Самофракийская, Джоконда (Мона Лиза) и другие картины Леонардо да Винчи, картины Рембрандта, Тициана, Свобода на баррикадах кисти Делакруа. Лувр — самый посещаемый музей мира, в 2009 году здесь побывало более 8,5 миллионов человек.
Здание музея — старинный королевский дворец (Palais du Louvre). Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.
Лувр — один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней.
В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени — с 1848 года и до наших дней — представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.
Самые известные экспонаты Лувра: свод законов Хаммурапи, Венера Милосская, Ника Самофракийская, Джоконда (Мона Лиза) и другие картины Леонардо да Винчи, картины Рембрандта, Тициана, Свобода на баррикадах кисти Делакруа. Лувр — самый посещаемый музей мира, в 2009 году здесь побывало более 8,5 миллионов человек.
Люксембургский Дворец
(Palais du Luxembourg)
Адрес: 19 rue de Vaugirard 75006 Paris
Метро: Odéon
Люксембургский дворец — дворец, построенный для Марии Медичи по проекту Саломона де Броса в 1615-31 гг. в Люксембургском саду в Париже, на месте усадьбы покойного герцога Пине из рода Люксембургов (отсюда и название). Стиль — переходный от ренессанса к барокко. По заказу Марии Медичи художник Рубенс написал для этого дворца двадцать четыре холста со сценами из жизни королевы. Через несколько месяцев после окончания строительства Людовик XIII удалил её из Парижа. После смерти Марии здесь жили её сын Гастон Орлеанский и внучка, «Великая Мадемуазель». Во время нацистской оккупации во дворце размещалась штаб-квартира люфтваффе во Франции, в нём периодически останавливался Гёринг, а генерал-фельдмаршал авиации Гуго Шперле довольно долго в нём жил. Сегодня во дворце располагаются Музей Люксембургского дворца (Musée du Luxembourg) и Французский сенат (занимаемые им помещения, к сожалению, закрыты для доступа публики). Он стал не только излюбленным местом посещения для туристов, но и сами парижане любят прогуляться в Люксембургском парке (Jardin du Luxembourg), посидеть возле фонтана, а дети пускают кораблики по глади искусственно созданного пруда с фонтанами.
Национальная библиотека
(Bibliothèque Nationale или BNF)
Адрес: 58 rue de Richelieu
Метро: Bourse
Национальная библиотека — самое богатое собрание франкоязычной литературы в мире и самая крупная библиотека во Франции. Одна из крупнейших библиотек мира.
Национальная библиотека Франции — одна из самых старых в Европе. Королевская библиотека существовала в Лувре ещё при Карле V (правил в 1364—1380 гг.) и насчитывала 1200 рукописей. Со временем от этого собрания почти ничего не осталось, так что Людовик XI был принуждён начинать создание дворцового книгохранилища с чистого листа. Франциск I приказал доставлять в библиотеку по экземпляру каждой книги, печатавшейся по Франции, а в 1544 г. вывез всё собрание из Лувра в Фонтенбло.
В XVII веке библиотека вернулась в Париж, а в 1622 г. был издан первый её каталог. Людовик XIV сделал библиотеку публичной, открыв её для свободного посещения. Своё нынешнее название библиотека получила по решению Конвента во время Великой Французской революции. В XIX веке усилиями Леопольда-Виктора Делиля был значительно расширен отдел рукописей.
В XVII веке библиотека вернулась в Париж, а в 1622 г. был издан первый её каталог. Людовик XIV сделал библиотеку публичной, открыв её для свободного посещения. Своё нынешнее название библиотека получила по решению Конвента во время Великой Французской революции. В XIX веке усилиями Леопольда-Виктора Делиля был значительно расширен отдел рукописей.
Настоящим основателем Парижской библиотеки был Карл V Мудрый, который завёл библиотеку не только для себя лично, но также с целью дать возможность ученым работать; он не только покупал и заставлял переписывать рукописи, но и велел перевести некоторые книги «на пользу королевства и всего христианского мира».
Людовик XII перенес луврскую библиотеку в Блуаский замок и присоединил её к библиотеке, собранной там его дедом и отцом, герцогами Орлеанскими; он же приобрел богатое собрание книг герцогов миланских, часть книг из библиотеки Петрарки и собрание книг Людовика де Брюж, сеньора де ла Грютьюз.
Франциск I с подачи учёного библиотекаря Бюде присоединил к королевской библиотеке свою личную, собранную его отцом и дедом; он с большим усердием продолжал собирать книги, во Франции и за границей, для увеличения библиотеки.
Во время великой революции библиотека получила неисчислимые книжные богатства, благодаря перешедшим к ней собраниям книг различных монастырей и эмигрантов; богатейшим было собрание монастыря Сен-Жермен-де-Пре — свыше 9000 древних рукописей, затем собрание Сорбонны — до 1575 рукописей. Из последующих приобретений библиотеки самые значительные — собрание Лабедойэра в 10 000 книг о французской революции, собрания книг о Вольтере (1996 кн.) и о Монтене (1440 кн.), 350 корейских рукописей.
[править] Современное зданиеВ 1988 г. президент Франсуа Миттеран поддержал программу реформирования библиотеки, в соответствии с которой основные фонды переехали в современные высотные здания в XIII округе Парижа (арх. Доминик Перро). На тот момент число печатных книг в собрании библиотеки превышало 9 млн. С изобретением технологии сканирования книг Национальная библиотека одной из первых в мире оцифровала наиболее востребованные фонды, разместив их в интернете.
[править] Современное зданиеВ 1988 г. президент Франсуа Миттеран поддержал программу реформирования библиотеки, в соответствии с которой основные фонды переехали в современные высотные здания в XIII округе Парижа (арх. Доминик Перро). На тот момент число печатных книг в собрании библиотеки превышало 9 млн. С изобретением технологии сканирования книг Национальная библиотека одной из первых в мире оцифровала наиболее востребованные фонды, разместив их в интернете.
Опера Гарнье
(Opéra Garnier)
(Opéra Garnier)
Адрес: place de l'Opéra, 8 rue Scribe Paris 75009
Метро: Opéra, Auber
Опера́ Гарнье́ или дворец Гарнье (Palais Garnier) находится в IX округе Парижа, в конце Оперного проспекта (avenue de l’Opéra), около одноимённой станции метро. Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар. Оно относится к эпохе крупных преобразований города, успешно воплощённых Наполеоном III и префектом Османом.
Здание долго именовалось Парижской оперой, но после открытия Оперы Бастилии в 1989 году его называют просто именем архитектора Шарля Гарнье. Сегодня оба учреждения объединены в общественно-коммерческое предприятие «Государственная парижская опера» (Opéra national de Paris).
Здание долго именовалось Парижской оперой, но после открытия Оперы Бастилии в 1989 году его называют просто именем архитектора Шарля Гарнье. Сегодня оба учреждения объединены в общественно-коммерческое предприятие «Государственная парижская опера» (Opéra national de Paris).
Дворец Гарнье — тринадцатая по счёту парижская опера после официального признания этого вида искусства Людовиком XIV в 1669 году. После покушения на свою жизнь 14 января 1858 года в здании старой оперы на улице Лё Пёлетье́ (Le Peletier) Наполеон III отказался его посещать и потребовал новое здание. Был объявлен конкурс на лучший проект здания, и победителем стал никому неизвестный тридцатипятилетний Шарль Гарнье. Работы по возведению оперы длились 15 лет — с 1860 по 1875, с многочисленными перерывами из-за войны 1870 года, падения имперского режима, Парижской коммуны. Впервые Гранд Опера́ открылась 15 января 1875 года.
Здание Оперы Гарнье имеет довольно внушительные размеры. Площадь театра составляет более 11 тысяч квадратных километров, длина – 173 метра, ширина – 125 метров, а высота (от самой низкой точки подвала до самой верхней точки здания) – более 73 метров.
Действительно великолепен богато украшенный фасад оперы: к аркаде первого этажа ведет лестница, а у мощных пилястр установлены фигуры, символизирующие 4 вида искусства – музыку, лирическую поэзию, лирическую драму и танец. Общие же арочные окна первого и второго этажей обрамляют парные колонны, которые поддерживают роскошно декорированный аттик.
Внутренняя парадная лестница, отделанная мрамором, ониксом, яшмой и орлецом, в свое время исполняла роль своеобразной сцены, где дефилировали избранные гости театра. Она ведет к впечатляющему размерами и красотой Большому фойе и входам в зрительный зал.
Интересно оформление Зеркального салона, на потолке которого красуются фавны и вакханки, а на стенах изображены напитки (шампанское, чай, кофе и т.д.) и сцены охоты и рыбной ловли.
Красно-золотой зрительный зал, вмещающий почти 2 тысячи зрителей и освещаемый великолепной хрустальной люстрой весом в 8 тонн, выполнен в форме подковы. Кстати потолок зрительного зала в 1964 году был расписан Марком Шагалом – это единственный элемент, который несколько выбивается из стиля эклектики остальных интерьеров оперы.
Важно сказать, что для посещения Оперы Гарнье не обязательно покупать зачастую совсем не дешевый билет на представление: в течение дня можно сходить на «экскурсию» всего за несколько евро.
Интересно оформление Зеркального салона, на потолке которого красуются фавны и вакханки, а на стенах изображены напитки (шампанское, чай, кофе и т.д.) и сцены охоты и рыбной ловли.
Красно-золотой зрительный зал, вмещающий почти 2 тысячи зрителей и освещаемый великолепной хрустальной люстрой весом в 8 тонн, выполнен в форме подковы. Кстати потолок зрительного зала в 1964 году был расписан Марком Шагалом – это единственный элемент, который несколько выбивается из стиля эклектики остальных интерьеров оперы.
Важно сказать, что для посещения Оперы Гарнье не обязательно покупать зачастую совсем не дешевый билет на представление: в течение дня можно сходить на «экскурсию» всего за несколько евро.
Пантеон
(Panthéon)
Адрес: Place du Pantheon 75005 Paris
Метро: Cardinal-Lemoine
Пантео́н (фр. Panthéon) — архитектурно-исторический памятник, образец французского классицизма в Латинском квартале 5-го округа Парижа, Франция. Первоначально церковь св. Женевьевы, позже — усыпальница выдающихся людей Франции.
Здание было построено на месте старой церкви св. Женевьевы архитектором Ж. Суффло, который использовал в качестве вдохновения римский Пантеон. Фундамент был заложен в 1758 году, и здание было закончено учеником Суффло в 1789 г. Правящее на тот момент революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.
Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям благодарная отчизна».
Сент-Шапель
(Sainte-Chapelle)
(Sainte-Chapelle)
Адрес: 4 bd. du Palais, Palais de Justice, Ile de la Cité 75001 Paris
Метро: Cite
Сент-Шапель (Святая Капелла) — является одним из самых изысканных и примечательных памятников средневековой архитектуры. Она была построена в 1243-1248 гг. во внутреннем дворе королевского замка на острове Сите по велению французского короля Людовика IX Святого, получившего свое прозвище за набожность и трепетное отношение к христианским ценностям.
Король дважды совершал крестовые походы, а в 1239 г. выкупил у Латинского императора Балдуина II за огромную для своего времени сумму в 135 000 ливр христианские реликвии Страстей господних, среди которых были терновый венец Иисуса Христа и фрагмент креста, на котором он был распят. Для сравнения, строительство самой капеллы обошлось «всего» в 40 000 ливр.
Именно для хранения столь дорогих во всех отношения реликвий Людовик IX решил возвести капеллу. Капелла получилась столь богатой и красивой, что в ней было достойно молиться и самому королю. Монарх мог пройти в верхний зал капеллы (придворные молились в нижнем) прямо из своих покоев по галерее, которая, к сожалению, не сохранилась.
Витражи в пятнадцать метров высотой, занимающие площадь более 600 кв.м., иллюстрируют более чем 1000 сцен из Ветхого и Нового завета — начиная от Сада Эден и заканчивая Апокалипсисом. Несмотря на то, что большая часть из того что мы сегодня можем видеть внутри Сент-Шапель является уникальной репродукцией, около двух третей витражей подлинные и сохранились с XIII века.
Сама капелла совсем не велика, но благодаря смелому архитектурному решению, визуально облегчившему конструкцию стен, она кажется невесомой, большой и прозрачной.
Сент-Шапель интересна не только внутри, но и снаружи. Eе изящный шпиль поднимается на высоту 33 метра, а на крыше сидят устрашающие каменные химеры — сестрицы тех, что украшают Собор Нотр-Дам.
С 1862 года капелла Сент-Шапель является национальным историческим памятником.
Король дважды совершал крестовые походы, а в 1239 г. выкупил у Латинского императора Балдуина II за огромную для своего времени сумму в 135 000 ливр христианские реликвии Страстей господних, среди которых были терновый венец Иисуса Христа и фрагмент креста, на котором он был распят. Для сравнения, строительство самой капеллы обошлось «всего» в 40 000 ливр.
Именно для хранения столь дорогих во всех отношения реликвий Людовик IX решил возвести капеллу. Капелла получилась столь богатой и красивой, что в ней было достойно молиться и самому королю. Монарх мог пройти в верхний зал капеллы (придворные молились в нижнем) прямо из своих покоев по галерее, которая, к сожалению, не сохранилась.
Витражи в пятнадцать метров высотой, занимающие площадь более 600 кв.м., иллюстрируют более чем 1000 сцен из Ветхого и Нового завета — начиная от Сада Эден и заканчивая Апокалипсисом. Несмотря на то, что большая часть из того что мы сегодня можем видеть внутри Сент-Шапель является уникальной репродукцией, около двух третей витражей подлинные и сохранились с XIII века.
Сама капелла совсем не велика, но благодаря смелому архитектурному решению, визуально облегчившему конструкцию стен, она кажется невесомой, большой и прозрачной.
Сент-Шапель интересна не только внутри, но и снаружи. Eе изящный шпиль поднимается на высоту 33 метра, а на крыше сидят устрашающие каменные химеры — сестрицы тех, что украшают Собор Нотр-Дам.
С 1862 года капелла Сент-Шапель является национальным историческим памятником.
Собор Парижской Богоматери
(Notre Dame de Paris)
(Notre Dame de Paris)
Адрес: 6, Place Jean-Paul II, 75004 Paris
Метро: Cite или Saint-Michel
Собо́р Пари́жской Богома́тери — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.
Сорбонна
(Sorbonne)
Адрес: 19 rue de la Sorbonne
Метро: Cluny - La Sorbonne
Сорбонна — ряд университетов во Франции, расположенных в Париже и центральном регионе страны — Иль-де-Франс. Один из крупнейших университетских центров мира.
В первой половине XIII века несколько школ, объединившись, образуют Парижский университет. Позже он получает свой первый устав, согласно которому без ведома ректора кафедральных школ имеет право присваивать степени бакалавра и доктора.
В 1253 году духовником Людовика IX Робером де Сорбоном был заложен теологический колледж, получивший название в честь своего создателя и торжественно открывший в 1257 году свои двери для первых 16 студентов – по 4 человека каждой из 4 наций, представителей которых было больше всего среди студентов Парижа: французы, англичане, немцы и итальянцы.
В XVII веке теологический колледж объединился с Парижским университетом под общим названием – Сорбонна.
Во времена Великой французской революции по распоряжению Конвента Сорбонна закрывается, но в начале XIX века она восстанавливается в качестве высшей школы, включающей гуманитарные и естественные факультеты. В конце XIX века здание университета было снова перестроено и расширено.
В 1972 году Сорбонна была реорганизована в 13 самостоятельных университетов (находятся в Париже и регионе Иль-де-Франс), каждый из которых имеет свое направление обучения.
Архитектурное убранство Сорбонны, как внутреннее, так и внешнее, вполне соответствует университетской атмосфере. Фасад здания, который выходит на улицу дез Эколь, украшают фигуры, символизирующие науки. Внутри же помещений можно увидеть статуи выдающихся ученых, писателей и общественных деятелей: Гомера, Архимеда, Ришелье, Паскаля, Декарта и многих других.
В 1972 году Сорбонна была реорганизована в 13 самостоятельных университетов (находятся в Париже и регионе Иль-де-Франс), каждый из которых имеет свое направление обучения.
Архитектурное убранство Сорбонны, как внутреннее, так и внешнее, вполне соответствует университетской атмосфере. Фасад здания, который выходит на улицу дез Эколь, украшают фигуры, символизирующие науки. Внутри же помещений можно увидеть статуи выдающихся ученых, писателей и общественных деятелей: Гомера, Архимеда, Ришелье, Паскаля, Декарта и многих других.
Триумфальная Арка
(Arc de triomphe de l’Étoile)
(Arc de triomphe de l’Étoile)
Адрес: Place Charles-de-Gaulle 75008 Paris
Метро: Charles de Gaulle-Etoile
Триумфальная арка — монумент в 8-м округе Парижа на площади Шарль-де-Голля (Звезды).
Сооружена в 1806—1836 по распоряжению Наполеона архитектором Жаном Шальгреном. Украшена 4-мя скульптурными группами: со стороны Елисейских полей — «Марсельеза» скульптора Рюда (справа) и «Триумф 1810 г.» скульптора Корто; со стороны авеню де ла Гранд-Арме — «Сопротивление» (справа) и «Мир» скульптора Этекса. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армией, а также имена 558 французских военачальников. Арку окружают 100 гранитных тумб (в честь «ста дней» правления Наполеона), соединенных между собой чугунными цепями. Высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м.
Подняться на верх Арки (50м) можно, одолев 286 ступеней; панорама, открывающаяся на город, стоит того.
Сооружена в 1806—1836 по распоряжению Наполеона архитектором Жаном Шальгреном. Украшена 4-мя скульптурными группами: со стороны Елисейских полей — «Марсельеза» скульптора Рюда (справа) и «Триумф 1810 г.» скульптора Корто; со стороны авеню де ла Гранд-Арме — «Сопротивление» (справа) и «Мир» скульптора Этекса. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армией, а также имена 558 французских военачальников. Арку окружают 100 гранитных тумб (в честь «ста дней» правления Наполеона), соединенных между собой чугунными цепями. Высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м.
Подняться на верх Арки (50м) можно, одолев 286 ступеней; панорама, открывающаяся на город, стоит того.
Центр Жоржа Помпиду
(Centre Georges-Pompidou)
(Centre Georges-Pompidou)
Адрес: 9, rue Beaubourg 75004 Paris
Метро: Rambuteau
Центр Жоржа Помпиду (полное название Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, в просторечии Бобур) — культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Открыт с 1977 году, создан по инициативе французского президента Жоржа Помпиду.
Центр включает в себя парижский Музей современного искусства, большую библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки. Обширную площадь перед Центром Помпиду облюбовали художники, бродячие артисты, музыканты и циркачи. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь Стравинского украшает одноимённый экстравагантный фонтан.
Здание современной постройки и очень больших для центра Парижа размеров имеет в длину 166 м, в ширину 60 м и в высоту 42 м. Построено по новаторскому проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м². Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электроподводка — жёлтым, а эскалаторы и лифты — красным.
Центр включает в себя парижский Музей современного искусства, большую библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки. Обширную площадь перед Центром Помпиду облюбовали художники, бродячие артисты, музыканты и циркачи. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь Стравинского украшает одноимённый экстравагантный фонтан.
Здание современной постройки и очень больших для центра Парижа размеров имеет в длину 166 м, в ширину 60 м и в высоту 42 м. Построено по новаторскому проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м². Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электроподводка — жёлтым, а эскалаторы и лифты — красным.
Эйфелева Башня
(Tour Eiffel)
Адрес: Champ de Mars 75008 Paris
Метро: Bir Hakeim, Champs de Mars-Tour Eiffel
Эйфелева Башня - главный памятник города, привлекающий туристов со всего света. Она названа в честь своего создателя - Гюстафа Эйфеля. Сооруженная к Всемирной выставке в 1889 г., Эйфелева Башня (317 м) была самым высоким зданием в мире. Первоначально она являла собой символ Революции и должна была показать технические достижения Франции за последние 10 лет, но впоследствии стала символом Парижа для всего мира.
В 1986 г. внешнее ночное освещение башни было заменено системой освещения изнутри самой башни так, чтобы после наступления темноты она выглядела волшебно! Башня имеет три этажа. Первый 57 м, второй в 115 м и третий в 276 м. Эйфелева башня живёт в ритме своего времени: на двух её этажах находятся два прекрасных ресторана. На первом этаже находится ресторан Tour Eiffel 57, на втором этаже находится знаменитый ресторан Joule Verne.
На момент строительсва Эйфелева башня бросила вызов всем традиционным правилам архитектуры. Сейчас это телевизионная башня для всего Парижа и области. С третьего этажа башни открывается широкая панорама Парижа и Иль-Де-Франс в радиусе 70 км.
Там находится и витрина-кабинет Гюстава Эйфеля. Гюстав Эйфель выиграл конкурс, представив свой проект, который был прозван в артистических кругах того времени как "башня в гайках". 12000 железных деталей скрепляются 2 500 000 заклёпками, чтобы получился плавный изгиб. Эйфелева башня внесла новую ноту в дизайн промышленного строительства, хотя и встретилась с большим количеством саркастических комментариев от более консервативных наблюдателей. Все считали, что она простоит недолго и скоро разрушится, поэтому предварительно намечалось оставить её только на 20 лет, но этот срок был продлён на 70 лет решением правительства в 1910 году.
В 1986 г. внешнее ночное освещение башни было заменено системой освещения изнутри самой башни так, чтобы после наступления темноты она выглядела волшебно! Башня имеет три этажа. Первый 57 м, второй в 115 м и третий в 276 м. Эйфелева башня живёт в ритме своего времени: на двух её этажах находятся два прекрасных ресторана. На первом этаже находится ресторан Tour Eiffel 57, на втором этаже находится знаменитый ресторан Joule Verne.
На момент строительсва Эйфелева башня бросила вызов всем традиционным правилам архитектуры. Сейчас это телевизионная башня для всего Парижа и области. С третьего этажа башни открывается широкая панорама Парижа и Иль-Де-Франс в радиусе 70 км.
Там находится и витрина-кабинет Гюстава Эйфеля. Гюстав Эйфель выиграл конкурс, представив свой проект, который был прозван в артистических кругах того времени как "башня в гайках". 12000 железных деталей скрепляются 2 500 000 заклёпками, чтобы получился плавный изгиб. Эйфелева башня внесла новую ноту в дизайн промышленного строительства, хотя и встретилась с большим количеством саркастических комментариев от более консервативных наблюдателей. Все считали, что она простоит недолго и скоро разрушится, поэтому предварительно намечалось оставить её только на 20 лет, но этот срок был продлён на 70 лет решением правительства в 1910 году.
Кроме обслуживания туристов, башня используется для радио- и телетрансляции, а также в качестве станции метеослужбы. Обслуживающий персонал: 350 чел. Среднее кол-во посетителей в год: 6 млн. человек.